Оценка компетентности специалистов по охране труда

М.О. Ерощенко, Е.О. Каргаполова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» г. Омск, Россия

Многочисленные публикации в специализированной литературе по охране труда, а также официальные аналитические материалы позволяют с уверенностью утверждать, что существует устойчивая связь между уровнем организации работы по охране труда и показателями производственного травматизма. Сегодня эта проблема приобрела национальные масштабы, если рассматривать здоровье работающего человека как важнейший критерий развития общества.

Современному руководителю, в лице специалиста по охране труда нужен специалист, способный грамотно организовать работу и выстроить систему управления охраной труда в организации. Именно для этого специалист по охране труда должен обладать большим объемом специальных знаний, полнота которых является одним из условий его эффективности.

Целью данной работы является показать прямую зависимость компетенции и компетентности (навыки, умения) специалиста по охране труда на снижение травматизма и профзаболеваемости в организации.

Задачей данной статьи является краткое ознакомление специалистов по охране труда с изменениями в законодательстве Российской Федерации.

Эффективно работающая СУОТ (система управления охраной труда) в организации, как известно, не только снижает уровень несчастных случаев и профзаболеваний, но и значительно снижает количество инцидентов, которые возникают при низком уровне работ по охране труда, а это неизбежно влияет на сокращение внеплановых потерь, а значит и на финансовую стабильность организации.

Необходимо отметить, что сегодня уровень работ по охране труда в организации продолжает оставаться низким. Достаточно высокий уровень наблюдается в основном в организациях с иностранными инвесторами. Это связано с тем, что зарубежный опыт показывает однозначную связь уровня безопасности с успешностью компании в целом. Однако и в отечественных организациях нередко встречается серьезное отношение к безопасности на рабочих местах. Но все же одной из проблем в области охраны труда является недостаточно эффективная СУОТ в организации, вследствие низкой мотивации работодателей в мероприятиях по улучшению условий и охране труда.

На уровне государственной политики в области охраны труда с 2014 года введен в действие профессиональный стандарт [1], который обозначил необходимые компетенции специалистов по охране труда в организации [2].

Начиная с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты, в том числе профессиональный стандарт в области охраны труда обязательны к применению всеми организациями не зависимо от формы собственности [8].

Начиная с 1 января 2017 года вступают в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”[3], и Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений” от 18.07.2011 № 239-ФЗ (действующая редакция, 2016) [4].

«Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.

Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.» – [5]

Каждое предприятие должно вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и применять их на практике для:

  1. Подбора кадров.
  2. Руководства и управлением персоналом.
  3. Тарификации работ и присвоении разрядов.
  4. Установления системы заработной платы с учетом уровня квалификации работника (эти уровни указаны во втором разделе профессиональных стандартов).
  5. Разработки должностных инструкций, которые должны полностью соответствовать профессиональным стандартам.
  6. Аттестации работников, направление их на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Руководителю как минимум необходимо сделать следующее:

– переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами;

– правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профессиональными стандартами;

– провести аттестацию;

– определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профессиональному стандарту. Считается, что если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, то успешно выполнять свои функции на рабочем месте он не сможет.

При проведении проверок инспекторами по труду могут быть проверены любые из этих пунктов. Т.к. наиболее часто проверяют требования охраны труда на предприятии, то необходимо в первую очередь привести в порядок профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, затем стандарты других профессий.

Специалист в области охраны труда должен руководствоваться исключительно своим стандартом специалиста по охране труда. Профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда включает в себя четыре основные раздела:

1 раздел «Общие сведения»

2 раздел «Описание трудовых функций»

3 раздел «Характеристика трудовых функций»

4 раздел «Сведения о разработчиках стандарта».

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя статья 1 (ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”) [6].

«Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, перечень которых содержится в реестре.

Соискатель, работодатель, иные физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.» – [7]

В заключение необходимо отметить, что для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, так как существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимании целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды, формировании у будущих специалистов необходимых компетенций, особого вида культуры, учитывающих специфику деятельности человека в условиях достижения пределов роста, культуры безопасности жизнедеятельности.

Библиографический список

  1. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 №524 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
  2. Бакико Е. В., Брацук А. А. О приоритетных компетенциях специалистов служб по охране труда // Молодой ученый 2016 №3 с. 82-85.
  3. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71433946/#ixzz4PCyz9eMc
  4. Система Консультант: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116980/
  5. Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.
  6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 239-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”
  7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”.
  8. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.