Каждый работодатель должен знать…
Нет, не то, где сидит фазан. А где «сидит» его сотрудник, в каких условиях он работает и какими они должны быть.
О специфике работы в офисе, об опасностях, которые подстерегают нас на производстве, о том, какие разновидности трудовых договоров существуют и о многом другом мы уже беседовали на страницах издания (материалы можно найти на сайте www.omsk.rabota.ru). В этот раз речь пойдёт об обязательствах между работодателями и их сотрудниками. Рассказывает Леонова Н.П. руководитель Лаборатории исследований труда (ЛИТ).
– Каждый человек рано или поздно должен начинать свою трудовую деятельность. Кто-то после школы, кто-то после института. По законодательству, вступать в трудовые отношения, приступать к работе можно по достижении 14 лет. Но работодателем в 14-18 лет или 20 лет человек не может стать. Необходимо специальное образование, стаж работы, который предусматривается нормативными документами, а чтобы руководить людьми, нужно знать не только профессиональное направление выбранной деятельности, но и быть психологом, управленцем и организатором.
В первую очередь, работодатель должен знать трудовое законодательство, чтобы не обидеть своих работников. Знаете, как говорят в Швеции: «Нефть, газ мы купим, хлеб и масло тоже найдём, где приобрести, а шведа мы нигде не купим!» Самое главное достояние любой страны – это человек. Он же – трудовые ресурсы, которые приносят работодателю его прибыль, доход и реализацию идей, которые он задумал, чтобы получать эту прибыль.
Также нужно обеспечить хороший психологический климат в компании, для того, чтобы была высокая производительность труда. Но не менее важно, да просто обязательно, работодатель должен создать безопасные условия работы для своих сотрудников. Обязанности работника в Трудовом Кодексе прописаны всего в 5 (пяти ) пунктах, обязанности же работодателя составляют–23! Это говорит о том, что, приглашая людей на работу, он должен знать, какие гарантии им обязан предоставить.
– А насколько все эти требования исполняются?
– В общем-то, соблюдаются. Ведь работодатель обеспечивает рабочее место, инструменты или технику, спецодежду…
– Требования ко всем одинаковые? Не важно, крупная организация или мелкая, какое направление деятельности?
– Независимо от того, какая компания и какой штат работников, работодатель должен в полной мере выполнить все требования законодательства. Они для всех едины и одинаковы является ли работодатель юридическим лицом или Индивидуальным предпренимателем.
Работа с персоналом должна идти постоянно. Рабочее место должно быть аттестовано согласно всем нормативным требованиям, подтверждено документально и только тогда на него допускается сотрудник.
Если аттестация на предприятии проходит повторно и есть какие-либо замечания, то рабочее место должно быть приведено в соответствие. Аттестующая организация может только констатировать факт. А вот с материалами аттестации рабочих мест работник должен быть ознакомлен при приёме на работу. Человек должен знать, что его ждёт, что в процессе трудовой деятельности на него будет воздействовать такой-то фактор. Например, шум от металлообрабатывающих станков, который является неустранимым фактором, или локальная вибрация от дрели и болгарки.
– Как часто необходимо проводить аттестацию рабочих мест?
– Аттестация проводится один раз в пять лет, а материалы хранятся сорок пять лет, чтобы отследить динамику развития событий в течение всей трудовой деятельности работника. Как воздействовал шумовой фактор на работника? Как понизился слух? Через сколько лет? Это всё контролируется и исследуется при прохождении периодических медицинских осмотров. Работодатель отслеживает тенденцию, если слух продолжает снижаться, то это может привести к развитию профессиональной тугоухости и приобретению инвалидности, поэтому работодателю нужно принять меры и перевести этого сотрудника на другую работу, чтобы сохранить его здоровье.
Результаты аттестации стали применять и в судебных процессах между работодателем и сотрудником. Они предоставляются для судебного расследования. По этим документам видно, какие условия создал работодатель и как соблюдал технику безопасности сотрудник, на каком оборудовании работал, была ли спецодежда и какая? Ведь, как только работник переступил порог предприятия, ответственность за него несёт работодатель. Прежде, чем допустить человека к работе, работодатель должен провести инструктажи, обучить оказанию первой доврачебной помощи, передать в руки руководителю цеха, отдела, чтобы тот ознакомил нового работника с его обязанностями и особенностями деятельности, оформить допуск к самостоятельной работе. Дальше должна проводиться периодическая работа с сотрудниками – контроль и обучение и инструктирование. Например: ежеквартально проводить инструктаж для рабочих с повышенной опасностью, раз в полгода – для всех остальных рабочих профессий.
– И это тоже касается всех сфер: продавцов, работников редакции, станочников?
– А чем отличается работник продавец от станочника? Он такой же наемный рабочий, требующий обучения по его профессии
– Количеством опасностей!
– Там где их меньше – реже и проводится инструктаж! Руководители, специалисты, служащие и рабочие – не важно. Каждое рабочее место любого сотрудника должно быть аттестовано: от директора до уборщицы. В том числе, обязательно должны учитываться тяжесть и напряженность трудового процесса.
При приёме на работу с соискателем не только должны заключить трудовой договор, но и ознакомить его с коллективным трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и материалами аттестации рабочих мест.
В следующих номерах газеты специалисты Лаборатории исследовании труда специально для соискателей расскажут о вредных факторах, которые нельзя измерять прибором, но которые в большей или меньшей степени присутствуют на рабочем месте- это напряженность труда и многое другое. А работодателям будет полезно узнать, как должна быть организована работа по охране труда в организации, чтобы не получать предписаний и не пришлось платить штрафов, выставленных контрольными и надзорными органами. Не пропустите!
Татьяна Симонова